Airbus приостановил эксплуатацию A320 из-за уязвимости ПО, связанной с солнечным излучением

Airbus приостановил эксплуатацию значительной части самолетов семейства A320 после выявления критической уязвимости в программном обеспечении. Причиной для срочных мер стала проблема, связанная с воздействием сильного солнечного излучения на электронику самолетов, что может повлиять на стабильность и безопасность полета. В компании подчеркнули, что для устранения риска необходимо в максимально короткие сроки провести обновление бортовых систем.

Поводом для начала масштабной кампании по обновлению стало расследование инцидента, произошедшего в октябре на рейсе из Мексики в США. Во время полета самолет A320 внезапно начал терять высоту, что вынудило экипаж экстренно посадить воздушное судно. В результате этого инцидента несколько пассажиров получили травмы. Проведенное техническое обследование показало, что неисправность могла быть вызвана сбоем в работе программного обеспечения, которое не справилось с компенсацией помех от солнечного излучения.

Под угрозой оказались почти половина из более чем 11 тысяч самолетов A320, находящихся в эксплуатации по всему миру. Это вызвало серьезные сбои в расписании авиакомпаний и доставило немало неудобств пассажирам. Некоторые перевозчики начали срочно выводить воздушные суда из эксплуатации для проведения необходимых процедур.

К примеру, Turkish Airlines уже приступила к техническому обслуживанию восьми своих аэробусов A320. В свою очередь, авиакомпания AJet временно прекратила использование семи таких самолетов, а Pegasus Airlines начала комплексную проверку своих бортов. Однако пока неясно, как это повлияет на рейсы между Турцией и Россией, особенно в условиях высокого пассажиропотока.

Что касается авиакомпаний, осуществляющих рейсы в Россию, такие как Air Arabia и Etihad, у каждой из них в парке находится порядка десяти самолетов типа A320. Пока сообщений о сбоях в их работе не поступало. Эти авиакомпании активно используются российскими туристами для транзитных перелетов в популярные направления — на Мальдивы, в Таиланд, Шри-Ланку и другие страны Юго-Восточной Азии. У Emirates, в отличие от других компаний из ОАЭ, самолетов семейства A320 в парке нет.

На Филиппинах авиаперевозчик Philippine Airlines уже отменил ряд внутренних рейсов, запланированных на 29 ноября, включая маршруты из Манилы в Катиклан, Баколод и Себу. Представители AirAsia Aviation сообщили о начале профилактических мероприятий по обслуживанию своих аэробусов A320, пообещав заранее информировать пассажиров об изменениях в расписании.

Проблемы с программным обеспечением также затронули крупнейших мировых операторов. Нарушения в графике полетов зафиксированы у American Airlines, Air France, японской All Nippon Airways, саудовской Flynas и новозеландской Air New Zealand. В ближайшее время обновление бортового ПО потребуется и для самолетов индийских авиакомпаний — IndiGo, Air India Express и Air India.

На данный момент российские авиаперевозчики, эксплуатирующие Airbus A320, не сообщали о выявлении подобных проблем или задержках рейсов, вызванных необходимостью обновления программного обеспечения. Тем не менее, ситуация остается под контролем, и в случае необходимости аналогичные меры могут быть приняты и в России.

Стоит отметить, что приостановка эксплуатации самолетов A320 может нанести серьезный удар по глобальной авиационной отрасли. Этот тип судна является одним из самых массовых и используемых в мире, особенно на коротких и средних маршрутах. Остановка даже части флота может привести к нарушению логистических цепочек, задержкам рейсов и увеличению цен на авиабилеты в пиковые периоды.

Технические специалисты Airbus уже работают над решением проблемы. Обновление программного обеспечения будет распространяться поэтапно, в зависимости от модели и возраста самолетов. Приоритет отдается тем бортам, которые эксплуатируются в зонах с повышенным уровнем солнечного излучения, например, в странах Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии и Южной Америки.

Аналитики в сфере авиации подчеркивают, что компания Airbus действует на опережение, предотвращая возможные инциденты и демонстрируя высокий уровень ответственности. Тем не менее, происшествие вновь поднимает вопросы о надежности цифровых систем в современных самолетах и о том, насколько они устойчивы к изменяющимся условиям окружающей среды.

Инцидент также обострил дискуссию о необходимости регулярного обновления авионики и ПО в гражданской авиации. Многие эксперты призывают к ужесточению нормативов по кибербезопасности и устойчивости бортовых систем к внешним воздействиям, включая космическую погоду и солнечную активность. Это особенно актуально на фоне роста числа электронных компонентов и автоматизации в современных авиалайнерах.

Пассажирам, планирующим полеты на самолетах A320 в ближайшее время, рекомендуется внимательно следить за уведомлениями от авиаперевозчиков и заранее проверять статус своего рейса. Многие компании предлагают возможность оперативной переоформления билетов или возврата средств в случае отмены или переноса рейсов, связанных с техническими работами.

Ситуация с A320 может стать поводом для общего пересмотра систем технического контроля в авиакомпаниях и усиления сотрудничества между производителями самолетов, авиаперевозчиками и регуляторами. Главная задача — обеспечить максимальную безопасность полетов даже в условиях непредсказуемых природных факторов.