Ajet урезал ручную кладь на международных рейсах: что меняется для basic

Турецкий лоукостер AJet урезал правила провоза ручной клади на международных рейсах, фактически изменив привычные условия для путешественников, летающих по минимальному тарифу. Теперь авиакомпания стремится еще жестче разделить услуги по уровням тарифов и, как следствие, подтолкнуть часть пассажиров к покупке более дорогих билетов или доплате за багаж.

С 16 декабря 2025 года базовый тариф Basic у AJet перестанет включать привычную ручную кладь. В него останется встроенной только одна личная вещь — сумка или небольшой рюкзак, которые должны помещаться под сиденье впередистоящего кресла. Фактически это переводит минимальный тариф в категорию «только с личным предметом», что заметно сокращает возможности для пассажиров, привыкших путешествовать налегке с одним чемоданчиком в салон.

Согласно обновленным правилам, по тарифу Basic теперь разрешено пронести в салон только один предмет весом не более 4 килограммов и с габаритами до 40×30×15 см. Это может быть небольшой рюкзак, дамская сумка, сумка для ноутбука или иной аналогичный багаж, но обычный чемодан на колесах под эти параметры уже, как правило, не подходит. Все, что больше, придется оплачивать дополнительно или выбирать другой тариф.

При этом авиакомпания сохранила некоторые исключения для отдельных категорий вещей. Дополнительно к личному предмету можно взять в салон трость или складную коляску, но только при условии, что они не мешают свободному проходу и не загромождают пространство у выходов. Родителям разрешено проносить набор детского питания и переноску для грудных детей — это важная уступка для семей с малышами, которые редко могут обойтись одним компактным рюкзаком.

Есть и небольшое послабление для тех, кто оформил билеты заранее. Пассажиры, купившие перелет до вступления новых правил в силу, смогут лететь по старым условиям провоза ручной клади. То есть для них сохранится прежний, более щедрый лимит, даже если вылет состоится после 16 декабря 2025 года. Это особенно важно для тех, кто заранее планирует путешествия и уже успел построить маршрут, исходя из старых требований к багажу.

До недавнего времени AJet выгодно отличался от многих других бюджетных перевозчиков, в том числе от своего основного конкурента Pegasus Airlines. По минимальному тарифу Basic компания разрешала брать в салон до 8 килограммов ручной клади, что делало перелеты заметно комфортнее для тех, кто привык путешествовать без сдаваемого багажа. Теперь это преимущество фактически исчезает: чтобы сохранить возможность взять с собой полноценную ручную кладь, пассажирам придется либо переходить на более дорогой тариф, либо отдельно оплачивать провоз дополнительного места в салоне или сдаваемого багажа.

Размер доплат за перевес и дополнительную ручную кладь AJet пока не раскрывает. Тем не менее логика работы лоукостеров достаточно понятна: базовый тариф становится максимально «урезанным», а все, что выходит за его рамки, предлагается за отдельную плату. Поэтому можно ожидать появления новой линейки платных опций — от покупки места для стандартной ручной клади до доплаты за сдаваемый багаж, выбор места и приоритетную посадку.

Для российских путешественников изменения особенно заметны, поскольку AJet активно используется как транзитный перевозчик. В маршрутной сети авиакомпании есть регулярные рейсы из Стамбула в Москву и Санкт-Петербург, а многие туристы используют их для дальнейших перелетов в Европу и другие страны. Для тех, кто летает с пересадкой и старается не сдавать багаж, новые ограничения по ручной клади могут стать весомым аргументом пересмотреть свои привычные маршруты или подход к упаковке вещей.

Если посмотреть на актуальные цены, изменения по тарифам уже заметны. На даты 17–24 декабря стоимость перелета по маршруту Внуково – Стамбул (аэропорт Сабиха Гёкчен) и обратно по тарифу Basic составляет около 21,7 тысячи рублей. Пока в эту цену включены и ручная кладь, и личная вещь, но после введения новых правил под «ручной кладью» фактически будет подразумеваться лишь один компактный предмет, соответствующий новым ограничениям. Следующий по уровню тариф, Ecojet, обойдется дороже — примерно в 25,3 тысячи рублей за перелет туда-обратно. В него уже включен багаж до 20 килограммов, что может стать более выгодным вариантом для тех, кто не готов радикально сокращать количество вещей.

Для пассажира выбор теперь будет строиться иначе: если раньше многие без раздумий брали минимальный тариф и укладывались в 8 килограммов ручной клади, то теперь придется заранее оценивать, сколько вещей действительно необходимо взять с собой. Тем, кто привык летать с небольшим чемоданом в салон, возможно, будет экономически выгоднее сразу приобрести тариф Ecojet, чем доплачивать за дополнительную ручную кладь или сдаваемый багаж на стойке регистрации.

Стоит учитывать и психологический аспект: ужесточение норм ручной клади обычно приводит к большему количеству конфликтных ситуаций на регистрации и у выхода на посадку. Пассажирам, не до конца разобравшимся с новыми правилами, могут отказать в бесплатном провозе их чемодана в салоне и предложить оплатить его как багаж прямо перед вылетом. В таких случаях суммы доплаты нередко оказываются выше, чем при предварительном оформлении багажа онлайн.

Чтобы избежать неприятных сюрпризов, путешественникам, планирующим перелеты с AJet после 16 декабря 2025 года, стоит заранее:

— внимательно изучить условия выбранного тарифа;
— измерить свою сумку или рюкзак и взвесить его с вещами;
— решить, действительно ли удастся уложиться в 4 килограмма и формат 40×30×15 см;
— сравнить стоимость базового тарифа с доплатами и цену более высокого тарифа, куда входит багаж.

Особенно актуальными эти расчеты будут для тех, кто отправляется в зимние поездки. Теплая одежда, обувь, аксессуары и косметика занимают больше места и весят больше, чем летний гардероб. В таких условиях попытка «ужаться» в один маленький рюкзак часто оказывается нереалистичной, и дешевый на первый взгляд билет в базовом тарифе может в итоге обойтись дороже.

Стоит также иметь в виду, что новые правила AJet вписываются в общую тенденцию на рынке авиаперевозок: большинство лоукостеров постепенно сокращают включенные в тариф услуги, чтобы показывать максимально низкую стартовую цену. Бесплатный багаж и крупная ручная кладь становятся скорее исключением, чем нормой. Для пассажиров это означает необходимость внимательно читать правила каждой конкретной авиакомпании перед покупкой билета, даже если они уже летали этим перевозчиком раньше.

Для российских туристов, активно использующих стыковочные рейсы через Стамбул, изменения в политике AJet могут повлиять и на выбор маршрутов в целом. Кто-то может переключиться на других перевозчиков, кому-то будет проще доплатить за багаж и продолжить пользоваться привычными рейсами. Но в любом случае теперь планирование поездки потребует большего внимания к деталям — от выбора тарифа до размера дорожного рюкзака.

В долгосрочной перспективе подобные изменения подталкивают путешественников к более осознанному подходу к упаковке. Те, кто часто летает, со временем выработают минималистичный набор вещей, который с запасом укладывается в новые ограничения. Однако тем, кто путешествует редко и не следит за эволюцией правил авиакомпаний, важно помнить: условия провоза багажа и ручной клади перестали быть чем-то стабильным, поэтому перед каждым перелетом стоит заново уточнять действующие нормы.

Таким образом, сокращение размера ручной клади у AJet — не просто техническая корректировка правил, а заметное изменение, влияющее на привычки и расходы пассажиров. Тем, кто планирует перелеты этой авиакомпанией после 16 декабря 2025 года, уже сейчас имеет смысл адаптировать свой подход к выбору тарифов и сбору чемодана, чтобы не столкнуться с неожиданными доплатами в аэропорту.