Новый маршрут в Грузию для россиян: автодорога Квешети — Коби и обязательная страховка

У россиян появится еще один маршрут в Грузию: к 2028 году страны свяжет новая автодорога. Об этом заявила заместитель министра регионального развития и инфраструктуры Грузии Мзия Гиоргобиани, выступая в парламенте.

По ее словам, магистраль Квешети — Коби пройдет параллельно существующей Военно-Грузинской дороге. В рамках проекта уже ведутся масштабные работы: строятся четыре тоннеля и пять новых мостов. Завершение строительства планируется к 2028 году, после чего у путешествующих на автомобиле появится дополнительный сухопутный коридор между Россией и Грузией.

Сегодня Военно-Грузинская дорога через пограничный пункт «Верхний Ларс» — «Дарьяли» остается единственным действующим сухопутным путем, по которому можно выехать из России в Грузию. Из-за этого трасса часто перегружена: в сезон отпусков и в периоды активных грузоперевозок здесь образуются очереди, движение может ограничиваться из‑за непогоды, лавинной опасности и ремонта.

Новый маршрут Квешети — Коби задуман как альтернатива перегруженному направлению. Он должен снизить нагрузку на старую трассу, сделать сообщение более устойчивым к погодным условиям и повысить общую безопасность движения. Ожидается, что часть трассы пройдет по тоннелям, что позволит обходить наиболее сложные в инженерном и климатическом плане участки в горах.

Строительство четырех тоннелей и пяти мостов — один из самых технологически сложных инфраструктурных проектов в регионе за последние годы. Работы ведутся в сложном горном рельефе, что требует применения современных инженерных решений и дополнительных мер безопасности. По завершении проекта дорога должна сократить время пути по этому направлению и сделать маршрут более предсказуемым в любое время года.

Появление еще одного автодорожного коридора между странами особенно важно на фоне растущего потока российских туристов в Грузию. Многие предпочитают путешествовать на личном автомобиле или автобусом, а также по так называемым комбинированным маршрутам, совмещая авиа- и автоперелеты. Дополнительная трасса дает шанс разгрузить погранпереход и уменьшить риск транспортных коллапсов, которые иногда происходят на «Верхнем Ларсе».

Новый проект выгоден не только частным путешественникам, но и бизнесу. Развитие дорожной сети упростит логистику, ускорит доставку грузов и может стимулировать рост торговли между странами. Кроме того, появление современной дороги создаст новые возможности для развития приграничных регионов, малого и среднего бизнеса, а также маршрутов для экскурсионного и горного туризма.

На фоне планов по улучшению транспортной доступности Грузия одновременно ужесточает требования к въезжающим иностранцам. Ранее власти страны объявили, что иностранные граждане, включая россиян, с 1 января 2026 года не смогут въехать в страну без медицинской страховки. Оформление полиса станет обязательным условием пересечения границы.

Фактически это означает, что планируя поездку в Грузию — по воздуху, суше или через новый автодорожный маршрут после его открытия — путешественникам потребуется заранее позаботиться о страховом полисе. Подразумевается, что страховка должна покрывать расходы на экстренную медицинскую помощь и, вероятно, лечение на территории страны на случай внезапной болезни или травмы.

Введение обязательной медицинской страховки власти Грузии объясняют необходимостью защитить как самих туристов, так и национальную систему здравоохранения от незапланированных нагрузок. Для путешественников это дополнительная статья расходов, но одновременно — инструмент финансовой безопасности: обращение к врачам за рубежом без полиса может обойтись существенно дороже.

Для россиян, которые рассматривали поездку в соседнюю страну на автомобиле, к стандартному набору подготовки (проверка документов, техсостояния машины, международные водительские права при необходимости, «зеленая карта» и пр.) добавится еще один обязательный пункт — оформление медицинской страховки с подходящим покрытием. Эксперты советуют уточнять условия по сумме страхового покрытия, включению активных видов отдыха и пребыванию в горной местности, если планируется поездка в регионы с альпинизмом или треккингом.

Новая дорога Квешети — Коби может со временем стать не просто «дополнительным вариантом», а важной частью обновленной транспортной схемы между Россией и Грузией. Чем разнообразнее маршруты и чем лучше их инфраструктура, тем стабильнее становится сообщение между странами, а значит, и возможности для туризма и деловых поездок.

В перспективе запуск трассы способен повлиять и на туристическую географию: путешественники начнут активнее осваивать новые регионы по пути следования, ночевать не только в крупных городах, но и в небольших населенных пунктах, что даст дополнительный импульс развитию локального туризма, гостиничного бизнеса и сферы услуг.

Таким образом, к концу десятилетия у россиян ожидается комбинация двух ключевых изменений: с одной стороны, появление еще одного сухопутного маршрута в Грузию, который должен сделать поездки удобнее и безопаснее, с другой — переход на обязательное страхование, без которого пересечь границу будет нельзя. Планируя путешествия в ближайшие годы, имеет смысл учитывать оба фактора: следить за ходом реализации дорожного проекта и заранее привыкать к тому, что медицинская страховка станет не рекомендательной, а обязательной частью поездочного «набора».